В норме дыхание ребенка осуществляется следующим образом: глубокий вдох и следующий за ним плавный выдох. Определение частоты дыхания у детей необходимо для понимания того, насколько хорошо вентилируются легкие. Увеличение частоты дыхания относительно нормы говорит о том, что оно поверхностно, а это может провоцировать создание благоприятной среды для развития болезнетворных микроорганизмов.
Нормальные показатели частоты дыхания у детей:
Возраст | Число дыханий |
Новорожденный | 40-60 |
1-2 месяца | 40-45 |
4-6 месяцев | 35-40 |
7-12 месяцев | 30-35 |
2-3 года | 28-30 |
4-6 лет | 24-26 |
7-9 лет | 21-23 |
10-12 лет | 18-20 |
13-15 лет |
До 8 лет у мальчиков дыхание чаще, чем у девочек; в препубертатном периоде девочки по частоте дыхания обгоняют мальчиков, и уже во все последующие годы дыхание у них остается более частым.
Для детей характерна легкая возбудимость дыхательного центра: легкие физические напряжения и психическое возбуждение, незначительные повышения температуры тела и окружающего воздуха почти всегда вызывают значительное учащение дыхания, а иногда и некоторое нарушение правильности дыхательного ритма.
Объем дыхания. Для оценки функциональной способности органов дыхания обычно учитывают объем одного дыхательного движения, минутный объем дыхания и жизненную емкость легких.
Объем каждого дыхательного движения у новорожденного в состоянии спокойного сна равен в среднем 20 см 3 , у месячного ребенка он повышается приблизительно до 25_см 3 , к концу года достигает 80 см 3, к 5 годам—около 150 см 3 к 12 годам — в среднем около, 250 см 3 и к 14—16 годам повышается до 300—400 см 3 ; впрочем, эта величина, по-видимому, может колебаться в довольно широких индивидуальных пределах, так как данные различных авторов сильно расходятся. При крике объем дыхания резко увеличивается — в 2—3 и даже 5 раз.
Минутный объем дыхания (объем одного дыхания, умноженный на число дыхательных движений) с возрастом быстро увеличивается и приблизительно равняется у новорожденного 800-900 см 3 , у ребенка в возрасте 1 месяца—1400 см 3 , к концу 1-го года — около 2600 см 3 , в возрасте 5 лет—около 3200 см 3 и в 12—15 лет — около 5000 см 3 .
Жизненная емкость легких, т. е. количество воздуха, максимально выдыхаемого после максимального вдоха, может быть указана только в отношении детей, начиная с 5 — 6 лет, так как самая методика исследования требует активного участия ребенка; в 5 — 6 лет жизненная емкость колеблется около 1150 см 3 , в 9 — 10 лет — около 1600 см 3 и в 14 — 16 лет — 3200 см 3 . У мальчиков жизненная емкость легких больше, чем у девочек; наибольшая емкость легких бывает при торакоабдоминальном дыхании, наименьшая — при чисто грудном.
Тип дыхания меняется в зависимости от возраста и пола ребенка; у детей периода новорожденности преобладает диафрагмальное дыхание при незначительном участии реберной мускулатуры.
У детей грудного возраста выявляется так называемое грудно-брюшное дыхание с преобладанием диафрагмального; экскурсии грудной клетки слабо выражены в верхних ее частях и, наоборот, гораздо сильнее—в нижних отделах.
С переходом ребенка из постоянного горизонтального положения в вертикальное изменяется и тип дыхания; оно в этом возрасте (начало 2 — го года жизни) характеризуется комбинацией диафрагмального и грудного дыхания, причем в одних случаях преобладает одно, в других — другое. В возрасте 3 — 7 лет в связи с развитием мускулатуры плечевого пояса все отчетливее выявляется грудное дыхание, начинающее определенно доминировать над диафрагмальным.
Первые различия типа дыхания в зависимости от пола начинают отчетливо сказываться в возрасте 7 — 14 лет; в препубертатный и пубертатный периоды у мальчиков вырабатывается главным образом брюшной тип, а у девочек — грудной тип дыхания. Возрастные изменения типа дыхания предопределяются указанными выше анатомическими особенностями грудной клетки детей в различные периоды жизни.
Особенности регуляции дыхания
Как известно, акт дыхания регулируется дыхательным центром, деятельность которого характеризуется автоматичностью и ритмичностью. Дыхательный центр располагается в средней трети продолговатого мозга по обе стороны от средней линии.
Возбуждение, ритмично зарождающееся в клетках дыхательного центра, по центробежным (эфферентным) нервным путям передается дыхательной мускулатуре.
Особенно велика роль импульсов, поступающих со стороны самих легких при раздражении многочисленных рецепторов, заложенных в бронхиолах и альвеолах; возбуждение, возникающее при вдохе в этих интерорецепторах, по волокнам блуждающего нерва передается к дыхательному центру и тормозит его деятельность; заторможенный центр не посылает возбуждающих импульсов к дыхательным мышцам, и они расслабляются, наступает фаза выдоха; в спавшемся легком афферентные окончания блуждающего нерва не возбуждаются, следовательно, устраняется поступающее по его волокнам тормозящее влияние, дыхательный центр снова возбуждается, возникающие импульсы поступают к дыхательной мускулатуре и наступает новый вдох; происходит саморегуляция: вдох вызывает выдох, а последний вызывает вдох. Конечно, сказывается влияние и состава альвеолярного воздуха.
Следовательно, регуляция дыхания у детей осуществляется главным образом нервно-рефлекторным путем.
Состав крови, содержание в ней кислорода и углекислоты, реакция крови, накопление в ней молочной кислоты или различных патологических продуктов обмена сказываются также на функции дыхательного центра; эти раздражения могут передаваться к нему в результате влияния состава крови на рецепторы, заложенные в стенках самих сосудов, а также в результате и непосредственного воздействия на дыхательный центр состава омывающей его крови (гуморальное влияние).
На функцию дыхательного центра продолговатого мозга оказывает постоянное регулирующее влияние кора головного мозга. Ритм дыхания и глубина его меняются под влиянием различных эмоциональных моментов; взрослый человек и более старшие дети могут произвольно изменять и глубину и частоту дыхания, на некоторое время могут задерживать его. Все это говорит о регулирующей роли коры головного мозга. У детей наиболее раннего возраста часто приходится наблюдать нарушения ритма дыхания, даже кратковременную полную остановку дыхания, например у недоношенных детей, что надо объяснить морфологической незрелостью у них центральной и периферической нервной системы и, в частности, коры головного мозга. Легкое нарушение ритма дыхания во сне и у более старших детей надо объяснить своеобразием взаимоотношений коры и подкорковой области головного мозга.
Регулирующая роль центральной нервной системы обеспечивает целостность организма и объясняет зависимость дыхания от функции других органов — системы кровообращения, пищеварения, системы крови, процессов обмена веществ и т. д.
Что это такое?
Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе — их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.
Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.
Зачем измерять?
Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.
В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.
Сделать это несложно, частота дыхательных движений — это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.
Как измерять?
Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.
Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе — опускается).
В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать — грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек — диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.
Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.
Нормы
В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:
- Новорожденные. Частота дыхания — 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
- Дети в 6 месяцев. Частота дыхания — 25-40 раз в минуту. Пульс — от 90 до 120.
- Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс — от 90 до 120.
- Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс — от 80 до 120.
- Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс — от 70 до 110.
- Дети в 10 лет. Частота дыхания — 12-20 раз в минуту. Пульс — от 60 до 90.
Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте — только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.
Причины отклонения
Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.
Патологическое тахипноэ — это всегда довольно серьезные диагнозы:
- острое или хроническое инфекционное респираторное заболевание;
- бронхиальная астма;
- высокая температура, жар;
- черепно-мозговые травмы, отеки мозга и кровоизлияния в мозг;
- пневмония;
- туберкулез;
- опухоли в некоторых отделах дыхательной системы;
- механические травмы грудной клетки (переломы ребер, трещины и смещения);
- патологии сердечно-сосудистой системы, врожденные пороки сердца.
При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.
Полноценное функционирование дыхательной системы необходимо для стабильной работы всего организма. Дыхание оценивается по параметру ЧДД (частота дыхательных движений). Показатель связан с частотой сердечных сокращений (ЧСС). У детей пульс и дыхание особенно важны. Их отклонение в большую или меньшую сторону может быть признаком патологии и угрожать жизни ребенка. Родителям необходимо знать нормы показателей и уметь правильно их замерять.
Техника замеров ЧСС и ЧДД
Частотой дыхательных движений называется количество серий вдох-выдох за 1 минуту. Правильно измерять ЧДД в состоянии покоя ребенка, в лежачем положении. Для подсчета понадобится секундомер. Движения отслеживаются рукой, приложенной к животу ребенка, без усилия. Подсчет вести в течение 60 секунд. Удвоенный результат за 30 секунд имеет большие погрешности из-за отсутствия ритмичности дыхания. Замер следует провести 3-5 раз. ЧДД — их усредненное значение.
Для подсчета сердечных сокращений также необходим секундомер. Лучше всего пульс прощупывается на запястье или шее. На это место приложить указательный и средний пальцы, подсчитать число ударов за определенное время. ЧСС подсчитывают 30 секунд, затем результат умножают на 2. ЧДД и ЧСС у ребенка определять только в состоянии покоя. Активные игры, эмоциональные нагрузки, плач искажают результат.
Частота дыхания и сердцебиения у детей: норма по возрастам
Величина пульсового и дыхательного показателей зависит от возрастных изменений. Нормы ЧСС и ЧДД у новорожденных значительно больше, чем у детей до года. Высокая потребность в кислороде при маленьком объеме грудной клетки требует учащения дыхания.
В грудничковом возрасте пульс чаще дыхания в среднем в 2 раза. В возрасте 1 года у детей коэффициент этих характеристик составляет 3:1, в старшем возрасте соотношение ЧСС и ЧДД увеличивается до 4:1.